"" Мы рады, что Вы посетили наш блог! Надеемся, наша информация будет не только интересной для Вас, но и полезной! Оставляйте свои комментарии – нам важно Ваше мнение!""

Для педагогов ...


ЧТО УЧИТЕЛЯМ НУЖНО ЗНАТЬ О ВЕЙПИНГЕ!

   В прошлом году каждый третий ученик старшей школы использовал вейп. Об этом говорят результаты исследования «Мониторинг будущего», опубликованные университетом Мичигана. В России и Белоруссии цифры поменьше, но тоже растут. И далеко не все родители и учителя знают о том, что такое – вейпинг.  Рассказываем.

1. Вейпы и электронные сигареты — не одно и то же

   Традиционные электронные сигареты имеют ярко выраженный сигаретный вкус и поставляют в организм никотин. Но гораздо более популярны среди подростков вейпы — это маленькие, многоразовые устройства, которые нагревают жидкость, превращая ее в пар. В вейпах нет табака, жидкость для него может содержать никотин, но довольно много в продаже и безникотиновых жидкостей. Согласно одному недавнему исследованию,  две трети подростков, которые употребляют вейпы, используют только ароматизированные жидкости, не содержащие никотина.

2. Использование подростком вейпа можно и не заметить

   Технология Vape развивалась быстро, делая устройства небольшими и незаметными. В то время как некоторые модели выглядят как многоразовые зажигалки с мундштуком, другие имеют форму перьевых ручек, а некоторые вейпы выглядят как флешка и могут уместиться в кулак. При этом разные модели отличаются разным количеством получающегося пара, а разные жидкости – разными ароматами. В Вконтакте подростки часто хвастаются тем, что «парят» вейпы прямо на уроках, а учитель не замечает. Это действительно может быть.

3. Производители вейпов ориентируются на подростковые вкусы

 

Жидкости для вейпов существуют самых различных вкусов: фруктового сока, конфет, кофе, ментола, жвачки, хлопьев с молоком и т.д. Согласно исследованию, проведенному доктором Адамом О. Гольдштейном из Университета Северной Каролины, подростки считают, что ароматизированные фруктовым вкусом вещества менее вредны. В декабре 2017 года в ранее упомянутом исследовании Мичиганского университета сообщалось, что 51,8% старшеклассников считают, что вещество, которое они вдыхали, было «просто ароматизатором».

4. Многие подростки не понимают, что вейпинг вреден

   Многие люди, в том числе подростки, начинают «парить», чтобы бросить курить обычные сигареты. Большинство исследований однозначно показывают, что вейпинг менее вреден, чем курение табака, но ученые все еще не знают о долгосрочном влиянии вейпинга на подростков. Никотин препятствует развитию мозга, а пары вейпа могут доставлять его в легкие в высоких дозах. Но в состав даже безникотиных жидкостей для вейпа входят еще и глицерин, и пропиленгликоль. Об влиянии вдыхания их паров на организм человека пока толком ничего не известно. Подростковые вейперы также сообщают о кровоточащих деснах и о том, что сейчас называют «кашлем вейперов».

5. Как правило, запрет вейпинга не прописан в школьных уставах

   Когда учитель или представитель администрации школы, поймав ученика за использованием вейпа, обращается к уставу и прописанному там запрету на курение, часто подростки отвечают, что они и не курят. И это так. Во всех энциклопедиях указано, что курение – это вдыхание дыма некоторых тлеющих растительных продуктов. В вейпе ничего не тлеет и не образует дыма. Поэтому по факту подростки-вейперы действительно не нарушают устав школы, используя вейп. Наверное, пришла пора внести запрет на вейпинг отдельной строкой в уставы образовательных организаций.

источник:pedsovet.org



Как развивать внутреннюю позицию школьников 
и их учебную мотивацию
   
   Внутренняя позиция школьника - отношение ребенка к занятиям, связанным с выполнением обязанностей ученика, которое обусловливает соответствующее поведение в учебной ситуации.
   Формирование внутренней позиции школьника связано с принятием или отвержением тех правил и требований, которые предъявляет к ребенку образовательная среда и его статус ученика. Период ее развития приходится на начальную школу и в первую очередь на первый год обучения. 
   У ребенка со сформированной позицией школьника учение и осознание себя учащимся вызывают положительные эмоциональные переживания, а игры и занятия дошкольного периода теряют свою привлекательность. Школьник дорожит своей новой ролью, гордится теми учебными обязанностями, которые на него возложены, понимает всю ответственность и важность учебной деятельности.

Несколько советов педагогам:

   1. Обеспечивайте у учеников ощущение продвижения вперед, правильно подбирая уровень сложности заданий для каждого конкретного ученика, либо группы детей. 
   2. Обеспечивайте детям переживание успеха в учебной деятельности, заслуженно оценивая результат их деятельности. Оценивайте объективно их возможности и способности. Старайтесь не сравнивать одного ребенка с другими детьми, только - с самим собой. Такой подход будет ориентировать вашего ученика на собственное совершенствование.
   3. Используйте все возможности учебного материала для того, чтобы заинтересовать учеников с целью активизации их самостоятельного мышления; используйте исследовательский метод обучения: ставьте перед детьми проблемы, выдвигайте гипотезы, стройте предположения, экспериментируйте; проводите уроки в нетрадиционной форме
   4. Используйте личностно-ориентированное обучение: партнерский стиль общения, оригинальные формы сотрудничества детей друг с другом и с учителем.
   5. Помните о воздействии на детей собственного авторитета и примера. Маловероятно, что учащиеся смогут получить полноценное образование у учителя, который прекрасно знает свой предмет, но тяготиться своей работой и не получает от нее удовольствие.
   6. Сотрудничайте с родителями по повышению уровня школьной мотивации.
   7. Уделяйте большое внимание созданию положительного эмоционального микроклимата, необходимого для создания и поддержания мотивации учения.


МЫ ЖИВЕМ В ПЛЕНУ 

НЕГАТИВНЫХ ЭМОЦИЙ


   Сожаления о прошлом, стыд, вина, тревога за близких, страх перед будущим, бессилие... Мрачные мысли время от времени неизбежно овладевают нами. Но если они начинают крутиться в голове постоянно, то рискуют стать разрушительными.


   Как часто мелочь, пустяк, самый незначительный повод может стать «красной кнопкой», которая запускает в нас реакцию бесплодного прокручивания в голове мрачных мыслей. И вырваться из их порочного круга оказывается непросто даже в сравнительно благополучные времена, что уж говорить о кризисных.
   Бесконечное самокопание подавляет нашу энергию, лишает воли и может сопровождаться болезненно острыми переживаниями. А иногда – липким, вязким чувством тоски, одиночества, неуверенности. Это могут быть мысли о прошлом, о том, что уже случилось и что невозможно изменить, или о будущем, которое не сулит ничего хорошего. Мы можем направлять их на себя («я бездарный», «ни на что не годный», «мне не справиться», «я один пропаду»), на других людей («бездушные, лживые, неверные») и на весь мир в целом («враждебный, чужой, равнодушный, несправедливый»). 


ОНИ ЛИШАЮТ НАС СНА

   Самое неприятное – это то, что мы чувствуем себя беспомощными перед этим мысленным хаосом, он как будто нами управляет, и в эти моменты мы перестаем быть хозяевами самим себе. Особенно трудно ночью, когда тягостные мысли лишают нас сна. Истощенные бессонницей, мы становимся особенно беззащитны перед ними. А наутро порой не можем облечь в слова то, что нас мучило. «Ночью ослабевает действие коры головного мозга и происходит активация подкорковых структур, с которыми физиологически связаны негативные переживания, – объясняет когнитивный психотерапевт Яков Кочетков. – Поэтому на первый план выходят мысли о плохом в виде неоформленных, смутных образов». Психоаналитик Катрин Одибер (Catherine Audibert) уточняет, что «пережевывание» плохих мыслей, приводящее к бессоннице, нельзя прекратить усилием воли. Нужно установить причину, по которой возникла потребность в таком повторении. И найти средство ее «дезактивировать». 
   У 24-летней Евгении с 6 до 12 лет были серьезные нарушения сна. Каждую ночь ее мучили навязчивые мысли. «По ночам я лежала в темноте с открытыми глазами, страшась услышать то, что мне казалось таким постыдным и о чем никому нельзя было рассказать». Ее родители перепробовали все: ночники, затемняющие шторы, консультации сомнолога – ничего не помогало. Евгения вспоминает, как однажды летним вечером она сидела на ступеньках дачи с тетей, которую очень любила. «Она задумчиво гладила меня по голове. Я хорошо видела, что у нее тоже дела идут неважно. И спросила, нельзя ли мне в виде исключения сегодня вечером лечь спать у нее в комнате. «Объясни мне, Женя, почему ты никогда не спишь?» И у меня вырвалось: «Потому что боюсь услышать, что делают мама с папой». Ее взгляд стал озадаченным, но главное, она не стала насмехаться надо мной. Наоборот, она меня выслушала, приняла мои слова со всей серьезностью и объяснила, что я вовсе не сошла с ума. Это меня и спасло. После этого разговора я навсегда избавилась от бессонницы».


ТОЛКОВАНИЯ

   Стресс – состояние психологического напряжения, естественная ответная реакция организма на воздействие неблагоприятных факторов.
   Тревога – смутное беспокойство, смятение, сильное душевное волнение, у которого нет очевидной причины, но оно связано с ожиданием плохого.
   Руминация – навязчивое состояние непрерывного «пережевывания» одних и тех же мыслей, бесплодное размышление о причинах того, что вызвало переживание, и о возможных последствиях (отличается от активных попыток разрешить проблему).


ОНИ ОТНИМАЮТ СИЛЫ

   «У меня ничего не получится», «Я не выдержу», «Он меня бросит», «На что мы будем жить?»… На первый взгляд, мы таким образом размышляем о будущем. Однако проблема в том, что бесконечное мысленное прокручивание одного и того же негативного сценария не имеет ничего общего с анализом ситуации и поэтому нисколько не помогает прийти к конструктивным выводам и двигаться дальше. «Если бы мы действительно конструировали будущее, мы старались бы определить, какие у нас есть варианты действий, какие могут быть угрозы и как мы могли бы на них ответить. То есть упорядочили бы хаос, царящий в голове», – отмечает психотерапевт Елена Перова. И это была бы программа действий. Но навязчивые тревожные мысли отнимают столько сил, что у нас уже не остается ресурсов, чтобы действовать. «Это так называемые автоматические мысли – один из механизмов, с помощью которого наша психика адаптируется к новым ситуациям, – объясняет Яков Кочетков. –    Например, если мы обожглись, то некоторое время наш мозг будет повторять признаки опасного объекта, помогая нам не забыть об угрозе. Такую же спасительную роль повторяющиеся тревожные мысли играют для нас в сложной обстановке или в экстремальных, опасных обстоятельствах. Но в повседневной жизни зацикленность мыслей ничем не обоснована, а потому бесполезна; она только мешает нам мыслить и действовать». 


ОНИ ОТРАЖАЮТ НАШИ УСТАНОВКИ

   Те, кто склонен воображать катастрофические сюжеты, как правило, остро чувствуют свою уязвимость, неуверенность, одиночество. Таким людям кажется, что все их покинули и что они живут во враждебном мире. Но, измотанные тревогой, они не чувствуют в себе сил, адекватных тому, что от них сейчас требуется. 
   Почему одни более подвержены этим состояниям, чем другие? Один из ответов состоит в том, что автоматические мысли – это производное от наших базовых убеждений и способов восприятия окружающего мира. «В значительной степени они зависят от того, в какой атмосфере вырос человек, каких правил и жизненных установок придерживались его родители, – говорит Елена Перова. – Очень часто строгие и пессимистичные взрослые воспитывают детей, которые, в свою очередь, становятся такими же. Так передаются тревожность, склонность к панике, страх болезни или путешествий. Кроме того, ребенок, которого постоянно одергивают, высмеивают, не ценят, склонен очень быстро перенимать это разрушительное отношение к самому себе, к другим и к жизни в целом. Поэтому так важно суметь остановить этот однажды запущенный механизм и вернуть уверенность в себе тем, которым ее порой жестоко не хватает». 
   Для этого необходимо осознать свои глубинные установки. Сделать это очень трудно, отмечает Яков Кочетков: «К примеру, у нас может быть неосознаваемая иллюзия, что в сложной ситуации обязательно нужно переживать, как будто бы своими волнениями можно повлиять на исход событий, контролировать их. Или что благодаря переживаниям мы всегда будем наготове, настороже, плохое не застанет нас врасплох. При этом сами мы не замечаем, насколько бесполезны подобные установки». Однако мы можем научиться их «отлавливать» и говорить им «стоп!». Вместо того чтобы бесконечно твердить себе: «Меня уволят», стоит подключить логику (произвольное мышление): какие у меня основания так думать? будет ли это «концом света» для меня? могу ли я по-другому заработать на жизнь?»
   «Автоматические мысли – один из механизмов психики, с помощью которого она адаптируется к новым ситуациям и помогает нам выжить в опасной обстановке»


ОНИ НАС ОБВИНЯЮТ

   Часто наши мрачные мысли крутятся вокруг нашего собственного несовершенства. Самообвинения, недовольство собой – одна из главных тем для обсуждения в кабинете психотерапевта, отмечает Яков Кочетков. К этому склонны те, чья самооценка нестабильна, рассказывает Елена Перова: «Любую неудачу они готовы отнести на свой счет. И боятся неудач. Для такого человека каждое его дерзание имеет космическое значение, каждым своим поступком он словно вопрошает: я достоин существования? И делает далеко идущие выводы: я не сумел забить гвоздь, значит, я вообще ни на что не гожусь». 
   Привычка к самобичеванию ничуть не помогает преодолевать свои недостатки и двигаться вперед. «Эпическая поэма о своем ничтожестве на самом деле означает: «Если что-то не получается, то я за это не отвечаю, это не моя вина», – размышляет Катрин Одибер. На самом деле тот, кто считает себя ничтожным, просто оправдывает свою беспомощность. А его жалобы заслоняют страх сдвинуться с места. Внутренний критик подавляет его желания, порывы, тормозит планы. «Такому человеку легче замкнуться в себе, чем начать что-то менять в своей жизни», – отмечает психоаналитик. 


ОНИ ВОЗНИКАЮТ АВТОМАТИЧЕСКИ

   Впрочем, повторяющиеся мысли бывают не только негативными, но и позитивными. Скажем, влюбленные могут целыми днями представлять себе образ любимого человека, снова и снова перебирать в уме все детали прошлой или будущей встречи. Но и позитивные повторения могут портить нам настроение, напоминает Яков Кочетков: «Бесконечное прокручивание в мыслях будущего хорошего результата иногда приводит к разочарованиям. Мы можем просто перегореть». Действительно, если месяцами предвкушать волшебный отпуск, можно потом обнаружить, что и море не такое прозрачное, и виды не так прекрасны, и отель не так хорош, как в мечтах. Так может быть, те, кто заранее ожидает худшего, более дальновидны – им, по крайней мере, не приходится разочаровываться? С точки зрения когнитивного психотерапевта, это неправильная постановка вопроса. Дело в другом. Автоматическое мышление, будь то позитивное или негативное, основывается на эмоциональном опыте, а не на том, что происходит на самом деле. Поэтому очень важно уметь рассмотреть проблему с двух сторон, включив как эмоциональное, так и произвольное мышление. 
   Катрин Одибер согласна с тем, что негативные мысли не заслуживают безусловно негативной оценки: «Люди, склонные к таким мыслям, отличаются тонкой душевной организацией, чувствительны к двойственности человеческой природы. Нам незачем стремиться полностью избавиться от этой темной стороны, которая живет в нас. Негативные представления, которые мы формируем, – это все равно плод какой-то мысли, бесспорно тревожной, но зачастую и проницательной: мы соизмеряем риск, видим зло там, где другие ослепляют себя... и с размаху врезаются в стену». 


ЧЕЙ ЭТО ГОЛОС? 

   И все же чаще голос внутреннего критика мешает нам жить свободнее и действовать продуктивнее. Подавить, заглушить его в себе невозможно, единственный путь здесь – развивать осознанность, говорит Елена Перова. «Нужно учиться различать: чей это голос, который меня беспрестанно ругает и критикует? Кто говорит мне: «Ты бестолковый, у тебя ничего путного не выйдет»? Возможно, мы обнаружим, что это голос кого-то из родителей или нашего школьного учителя. С ним можно вступить в разговор, возразить ему: да, то, что произошло, плохо, но есть и хорошее. Тогда мы «растождествляемся» с чужим мнением, выстраиваем свою защиту и не позволяем негативным чувствам захлестнуть нас. Это помогает укрепить самооценку, мы начинаем видеть свои сильные стороны и понимать, что можем справляться с жизнью».


ОСВОБОДИТЬСЯ ИЗ ПЛЕНА

   Тоска, печаль, безнадежность, бессмысленность жизни, покинутость – излюбленные мотивы поэтов. Эти эмоции находят выражение и в музыке, и в живописи, и в спектаклях и фильмах… Страдание, как известно, едва ли не самая благодатная почва для вдохновения художника, давшая миру множество прекрасных произведений. Но и те, кто не обладает этой волшебной способностью сублимировать свои мучительные переживания в искусство, тоже находят свои, пусть гораздо более прозаические способы избавления. Антонина рассказывает: «В студенческие годы я страдала от приступов хандры. Теперь научилась предотвращать их: как только чувствую, что «накатывает», отправляюсь на пробежку, бывает, даже ночью». Ульяна, чтобы прогнать тоску, берется за генеральную уборку или начинает шить новое платье для кого-то из подруг: «Когда понимаешь, что человек ждет, хочешь не хочешь, а приходится собраться и взяться за работу». 
   «Чей это голос меня постоянно ругает и критикует? Кто говорит мне, что у меня ничего не выйдет? Возможно, с ним удастся начать диалог, возразить ему»
   Почему эти нехитрые методы помогают нам «разгрузить» свой мозг? «Ненацеленный ум легко соскальзывает к негативным мыслям, – объясняет Елена Перова. – А начиная заниматься каким-то делом, мы, наоборот, сосредотачиваемся на конкретной задаче. Кроме того, делая то, что у нас получается хорошо, в чем мы по-настоящему компетентны, мы возвращаем себе утраченный контроль над жизнью и чувствуем себя уверенней». 
   «В разных ситуациях эффективны разные техники, – уточняет Яков Кочетков. – Одно дело, если человека одолевают тревожные мысли о предстоящей деловой встрече. Ему стоит задуматься о том, полезно ли ему это беспокойство, может ли оно ему помочь, – то есть выйти на уровень своих убеждений. Осознав бессмысленность тревоги, лучше действительно переключиться на какое-то дело. А если человека преследуют мысли о своей ненужности, о том, что его никто не любит, это уже другая история. Тогда важным будет анализ самой мысли: почему я так думаю сейчас? есть ли кто-то, кто меня любит? Хотя в таких случаях может понадобиться еще и поддержка психолога». 
   Что происходит, когда мы ничего не предпринимаем и негативные эмоции остаются заблокированы в глубинах нашего «Я»? Длительное «пережевывание» одних и тех же неприятных мыслей, или руминация (от латинского ruminare – «жевать жвачку»), по мнению наших экспертов, чревато развитием депрессии. Так что в наших интересах потратить энергию и время, чтобы вырваться из  этого мрачного круга.


http://www.psychologies.ru/self-knowledge/behavior/myi-jivem-v-plenu-negativnyih-emotsiy/




КАК ПЕРЕСТАТЬ БЫТЬ ЖЕРТВОЙ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

Взяв ответственность на себя, мы можем изменить свою жизнь. Но как это сделать? На помощь придет проактивное мышление. Бизнес-тренер Джон Миллер считает, что каждый из нас может развить его в себе и научиться нести личную ответственность за то, что происходит вокруг.
Мы постоянно сталкиваемся с перекладыванием вины и даже не замечаем, как сами поступаем так же. Но таким способом добиться успеха нельзя. Несколько примеров из жизни Джона Миллера покажут, как именно брать на себя ответственность и что это приносит.

ЛИЧНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Я заехал на автозаправку выпить кофе, но кофейник оказался пустым. Обратился к продавцу, но тот указал пальцем и ответил: «За кофе отвечает ее отдел».
Вы наверняка припомните с десяток подобных историй из своей жизни:
«Администрация магазина не несет ответственности за оставленные в шкафчиках вещи»;
«Я не могу устроиться на нормальную работу, потому что у меня нет связей»;
«Талантливым людям не дают шанса пробиться»;
«Менеджеры получают миллионные годовые бонусы, а мне ни одной премии не дали за 5 лет работы».
Все это грани неразвитой личной ответственности. Гораздо меньше вы встретите обратных примеров: хорошо обслужили, помогли в сложной ситуации, оперативно решили проблему.
Я забежал в ресторан перекусить. Времени было мало, а посетителей – толпа. Мимо в спешке проходил официант с горой грязной посуды на подносе и спросил:
– Сэр, вас уже обслужили?
– Нет, но я спешу. Я бы заказал салат, роллы и диетическую колу.
– У нас нет диетической колы.
– Тогда воду с лимоном.
Вскоре я получил свой заказ, а еще через минуту диетическую колу. Джейкоб (так звали официанта) отправил в магазин за колой своего менеджера. Сам не успевал.
У рядового сотрудника не всегда есть возможность продемонстрировать сказочный сервис, зато проактивное мышление доступно каждому. Достаточно перестать бояться брать на себя ответственность и с любовью отдаваться своему делу. Проактивное мышление вознаграждается. Через пару месяцев я снова заехал в ресторан и узнал, что Джейкоба повысили.

ЗАПРЕЩЕННЫЕ ВОПРОСЫ
Замените вопросы-жалобы на вопросы-действия. Тогда сможете развивать личную ответственность и избавляться от психологии жертвы.
Почему меня никто не любит?
Почему никто не хочет работать?
Почему это случилось со мной?
Эти вопросы непродуктивны, потому что не ведут к решению. Они лишь показывают, что человек, который их задает, – жертва обстоятельств и не в состоянии что-либо изменить. Миллер вообще рекомендует избавиться от «почему».

ЕЩЕ ДВА КЛАССА «НЕПРАВИЛЬНЫХ» ВОПРОСОВ: «КТО» И «КОГДА».
Кто за это отвечает?
Когда отремонтируют дороги в моем районе?
В первом случае мы перекладываем ответственность на другой отдел, сотрудника, начальника и попадаем в порочный круг обвинений. Во втором – подразумеваем, что нам остается только ждать.
Журналист в газете отправляет по факсу запрос в пресс-службу и ждет ответа. День, два. Звонить лень, а сроки по статье поджимают. Когда откладывать уже некуда, он звонит. С ним мило поговорили и к утру прислали ответ. Заняло это 3 минуты, а работу журналист затянул на 4 дня.

ПРАВИЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
«Правильные» вопросы начинаются со слов «Что?» и «Как?»
Что я могу сделать, чтобы изменить ситуацию?
Как сделать клиента лояльным?
Как работать эффективнее?
Чему я должен научиться, чтобы приносить больше пользы компании?
Если неправильный вопрос выражает позицию человека, неспособного что-либо изменить, то правильные вопросы побуждают к действию и формируют проактивное мышление.
«Ну почему это происходит со мной?» не требует ответа. Это скорее жалоба, а не вопрос.
«Почему это произошло?» помогает разобраться в причинах.
Если повнимательней посмотреть на «неправильные» вопросы, окажется, что почти все они риторические. Вывод: риторические вопросы — зло.

КОЛЛЕКТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Коллективной ответственности не бывает, это оксюморон. Если клиент приходит с претензией, отвечать перед ним придется кому-то одному. Даже физически все сотрудники не смогут выстроиться перед недовольным посетителем и совместно ответить на жалобу.
Допустим, вы хотите получить кредит в банке. Пришли в отделение, подписали все документы, ждете результат. Но что-то пошло не так, и банк никак не сообщает свое решение. Деньги нужны поскорее, и вы идете в офис разбираться. Оказалось, ваши документы затерялись. Вам не интересно, кто виноват, вы хотите оперативно решить проблему.
Сотрудник банка выслушивает ваше недовольство, искренне просит прощения, хотя и не виноват, бегает от одного отдела в другой и через пару часов приходит с готовым положительным решением. Коллективная ответственность – личная ответственность в чистом виде. Это мужество принять на себя удар за целую команду и справляться с трудностями.
Случай с официантом Джейкобом – отличный пример коллективной ответственности. Цель компании – внимательно относиться к каждому клиенту. Ей следовали и официант, и менеджер.
Задумайтесь, что бы сказал ваш прямой руководитель, если бы вы отправили его за кока-колой для клиента? Если он не готов на такой поступок, то не ему учить подчиненных миссии компании.

ТЕОРИЯ МАЛЫХ ДЕЛ
Мы часто бываем недовольны тем, что происходит вокруг нас: чиновники берут взятки, не благоустраивают двор, сосед поставил машину так, что и пройти нельзя. Мы постоянно хотим изменить других людей. Но личная ответственность начинается с нас. Это банальная истина, когда мы сами меняемся, мир и люди вокруг нас тоже начинают незаметно меняться.
Мне рассказывали историю про одну старушку. В ее подъезде часто собиралась компания подростков, они пили пиво, мусорили и шумели. Старушка не стала грозить полицией и расправой, не выгоняла их. У нее дома было много книг, и она стала днем выносить их в подъезд и класть на подоконник, где обычно собирались подростки. Поначалу они смеялись над этим. Постепенно привыкли к ним и начали читать. Подружились со старушкой и стали просить у нее книги.

Изменения не будут быстрыми, но ради них стоит запастись терпением.

http://www.psychologies.ru/psychotherapy/self-development/vse-zavisit-ot-vas/



Тест "Конфликтная ли вы личность?"
Цель: Определение степени конфликтности личности. 
Инструкция: В каждом вопросе выберите по одному ответу, наиболее соответствующие Вашему поведению.

1. В общественном транспорте начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция?
       а) не принимаю участия;
       б) кратко высказываюсь в защиту стороны, которую считаю правой;
       в) активно вмешиваюсь, чем «вызываю огонь на себя».
2. Выступаете ли на собраниях (классных часах) с критикой?
       а) нет;
       б) только если для этого имею веские обстоятельства;
       в) критикую по любому поводу.
3. Часто ли спорите с друзьями?
       а) только если это люди необидчивые;
       б) лишь по принципиальным вопросам;
       в) споры — моя стихия.
4. Дома на обед подали недосоленное блюдо. Ваша реакция?
       а) не буду поднимать бучу из-за пустяков;
       б) молча возьму солонку;
       в) не удержусь от замечаний.
5. Если на улице, в транспорте Вам наступили на ногу:
       а) с возмущением посмотрю на обидчика;
       б) сухо сделаю замечание;
       в) выскажусь, не стесняясь в выражениях.
6. Если кто-то из близких купил вещь, которая Вам не понравилась:
       а) промолчу;
       б) ограничусь коротким тактичным замечанием;
       в) устрою скандал.
7. Не повезло в лотерее. Как к этому отнесетесь?
       а) постараюсь казаться равнодушным, но дам себе слово никогда больше неучаствовать в ней;       
       б) не скрою досаду, но отнесусь к происшедшему с юмором, пообещав взять реванш; 
       в) проигрыш надолго испортит настроение.

Оцените полученные результаты: каждый ответ

«а» — 4 балла; «б» — 2 балла; «в» — 0.

Подсчитайте общую сумму набранных баллов.

От 20—28 баллов. Вы тактичны и миролюбивы, уходите от конфликтов и споров, избегаете
критических ситуаций на работе и дома. Может поэтому иногда называют Вас приспособленцем.
От 10—18 баллов. Вы слывете человеком конфликтным. Но на самом деле конфликтуете
лишь тогда, когда нет другого выхода и все средства исчерпаны. При этом не выходите за
рамки корректности, твердо отстаиваете свое мнение. Все это вызывает к Вам уважение.
До 8 балов. Конфликты и споры — это Ваша стихия. Любите критиковать других, но не
выносите критики в свой адрес. Ваша грубость и несдержанность отталкивает людей. С Вами трудно как на работе, так и дома. Постарайтесь перебороть свой характер.
  
Тест приведен из книги " Сборник психологических тестов" / Составители: Л.А.Богатова, В.В.Герасимова, Л.А.Кудряшова, И.А.Радчук.-Казань: КНПО ВТИ, 2007.


ОПРОСНИК для самодиагностики способности педагога к саморазвитию

  
Оцените свои способности к саморазвитию по следующей бальной шкале:
5 баллов - данное утверждение полностью соответствует действительности;
4 балла - скорее соответствует, чем нет;
3 балла - и да, и нет;
2 балла - скорее не соответствует;
1 балл - не соответствует.
  
ВОПРОСЫ:
1.    Я стремлюсь изучать себя.
2.  Я оставляю время для развития, как бы ни был занят работой и домашними делами.
3.  Возникающие препятствия стимулируют мою активность.
4.  Я ищу обратную связь, т. к. это помогает мне узнать и оценить себя.
5.  Я рефлексирую свою деятельность, выделяя на это специально время.
6.  Я анализирую свои чувства и опыт.
7.  Я много читаю.
8.  Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам.
9.  Я верю в свои возможности.
10.  Я стремлюсь быть более открытым.
11.  Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди.
12.Я управляю своим профессиональным развитием и получаю  положительные результаты.
13.  Я получаю удовольствие от освоения нового.
14.  Возрастающая ответственность не пугает меня.
15.  Я положительнее бы отнесся к моему продвижению по службе.
Оценка и ее критерии:
75-55 баллов - активное саморазвитие;
54-36 баллов - отсутствует сложившаяся система саморазвития;
35-15 баллов - остановившееся саморазвитие. 


Профилактика изолированности учащихся в классном коллективе.
Помощь непринимаемым детям.

ü       Проводить тематические занятия в классе, подобные занятия позволяют выделить детей, показать с выгодной стороны непопулярного ребенка. Иногда для непопулярного ребенка именно эти уроки становятся первой возможностью почувствовать себя успешным и значимым. Кроме того, подобные занятия дают возможность приучить класс работать в команде, находить компромиссы и быть терпимее друг к другу.

ü    Продолжать изучать семьи учащихся; узнавать обстановку в семье, отношение родителей к несовершеннолетним, особенности включение в общественную жизнь. Принимать меры по активному включению родителей в процесс воспитания и обучения.

ü        Организовывать внешкольные мероприятия с участием всех детей.

ü        Подчеркивать сильные стороны изолированных, непринимаемых детей;

ü      Показывать, что вы удовлетворены их успехами и даже в случае неуспеха вы все равно его уважаете и цените;

ü    Демонстрировать учащимся свою любовь и преданность (обращать внимание, поглаживать, хвалить);

ü        Уделять больше времени изолированным учащимся, чем остальным, пока они будут чувствовать себя непринимаемым;

ü        Внести юмор в общение с учащимися;

ü        Замечать все попытки изолированного ребенка справиться с заданием и говорить о них (ставить его в пример);

ü        Позволять ребенку самостоятельно решать проблемы там, где это возможно;

ü        Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.

ü        Уделить внимание выявлению причины неблагоприятных моментов в классе.

ü   Привлекать активных учащихся класса во взаимодействие с изолированными учащимися, чтобы помочь им адаптироваться в коллективе и повысить свой статус среди одноклассников.

ü        Стараться вовлекать отвергаемых детей в процесс урока, поощрять их активность. 

ü        Контролировать организацию полезных досугов, согласно интересами склонностям (вовлечение в кружки, занятия по интересам). Выявлять сферы деятельности для реализации потребностей в самоутверждении несовершеннолетних.

ü   Оказывать помощь в социальной адаптации, овладении социальными ролями, культурно-нравственными нормами, ценностями, в развитии коммуникативных навыков. Проявлять общесоциальную поддержку в целом.

ü   При работе с учениками необходимо устанавливать доверительные отношения, предоставлять возможность работать самостоятельно с индивидуальным темпом.
ü      При оценивании деятельности основное внимание уделять положительным сторонам результата.
ü        Поощрять инициативность.
ü  Поддерживать усилия, направленные на достижение успехов в социальной деятельности.
ü        Проявлять помощь в выборе жизненно важных целей.
ü        Проявлять содействие в личном самоопределении.
ü        Инициировать и содействовать в индивидуальном подходе к несовершеннолетнем со стороны педагогов.
ü   По необходимо обучить выработке умения логически оценивать необходимые затраты времени на то или иное дело; анализировать свои поступки, поставленные цели и возможности.




Отношения педагога с обучающимися



1. Педагогический процесс основывается на наших отношениях с детьми, именно они - отношения - первичны в педагогическом взаимодействии, придают каждому "педагогическому движению" неповторимый личностный смысл, окрашивают учебный материал или педагогическое требование неповторимой гаммой чувств, без которых никогда не достигнуть тайников детской души. Думайте над своими взаимоотношениями с детьми, целенаправленно выстраивайте их.
2. При организации педагогического общения нельзя исходить только из педагогических целей и задач, хотя именно они, разумеется, всегда лежат в основе нашей деятельности. Такое замыкание педагогического общения только на функциональных особенностях ведет к тому, что учитель стремится к общению, так сказать, "от себя": "Мне это нужно, это связано с педагогическими целями и задачами"; "Это вытекает из программы и плана" и т.п. Организация педагогического общения "от себя" замыкает педагога на своих педагогических заботах, из которых незаметно ускользает живой ребенок. Так вот, очень важно строить общение с детьми не "от себя", а "от них", тогда ребенок будет попадать в радиус нашего педагогического видения. Спору нет, организовывать общение "от себя" проще, но ведь педагогическое общение - это профессиональная коммуникация, значит, строить ее надо по определенным законам. Общение "от партнера" поможет наиболее точно отражать личность учащегося, а значит, и более эффективно реализовать собственно педагогические задачи.
3. Организуя педагогическое общение, стремитесь точно и адекватно ориентировать свою речь на конкретного ребенка или на группу учащихся (дифференцированный подход). Что значит точно ориентировать речь? Прежде всего - это учитывать индивидуально-типологические особенности школьника, его позицию в классе, систему межличностных отношений с другими одноклассниками. В соответствии с этим выбирать скорость речи, последовательность идей, их сочетание и логику. Сюда входят также интонирование, общий психологический контекст речи.
4. Постоянно помните, что общение в педагогическом процессе нельзя ограничивать только одной функцией - информацией. Необходимо использовать весь многофункциональный "репертуар" общения, т.е. реализовывать задачи и обмена информацией, и организации взаимоотношений, и познания личности ребенка, и оказания воздействия. Как только мы позволим себе опустить хоть какую-нибудь функцию педагогического взаимоотношения, она незамедлительно отомстит нам.
5. Вступая в контакт с детьми, не организуйте с ними общение "по вертикали", сверху вниз (Родитель - Ребенок). Помните, что даже малыш стремится в какой - то мере отстаивать собственную самостоятельность и значительность во взаимоотношениях. Диплом учителя автоматически не дает права быть ведущим во взаимоотношениях с детьми. Это великое педагогическое право надо завоевывать. Помните, что ваша реальная позиция в коллективе учащиеся определяется не столько вашим официальным статусом, сколько вашей, по словам А.С. Макаренко, "прекрасной личностью".
6. Стремитесь ощущать психологическую атмосферу в классе - без этого продуктивный учебно-воспитательный процесс невозможен. Формируйте у себя навыки этого "психологического камертона", который подскажет вам наиболее точные психологические ходы к личности.
Представьте - идет урок математики. Вы объясняете новый материал. Смирнов с интересом слушает вас потому, что любит математику, а Сидорова слушает объяснения, но очень интересуется в этот момент Смирновым (красив он, или нет). В этот же момент Капустин, который не любит математику, но успешно занимается спортом, рассказывает соседу Петрову о результатах последнего хоккейного матча. А Петров, с трудом понимающий математику, почему-то взглянул в окно и увидел там ворон. А Максимова этот тип задач уже прошла с репетитором и т.п. А теперь помножьте эти детали на особенности темпераментов: Смирнов - флегматик, Сидорова - холерик, Капустин - сангвиник, Петров - меланхолик. Плюс ваш урок - последний, плюс… и так до бесконечности.
Да, психологические ситуации реального урока бесчисленны, и каждый раз надо искать именно сегодняшнюю тональность урока, сегодняшний стиль разговора с ребятами, который хотя и похож на предыдущий, но все-таки в каждой конкретной ситуации обогащается новыми характеристиками. Держите руку на "психологическом пульсе" класса. Для этого необходимо:
-         уметь наблюдать за детьми;
-         воспринимать выражение глаз ребят, их мимику, экспрессию;
-         обращать внимание на все детали поведения ребят, их настроение;
-         быть пластичным и оперативным в своих реакциях на поведение класса;
-         учиться сопоставлять сегодняшнюю психологическую атмосферу в классе со вчерашней, искать общий психологический знаменатель класса, хотя он и всегда меняется.
7. Учитесь видеть себя как бы со стороны, глазами детей. Для этого необходимо:
-         чаще анализировать собственную деятельность;
-         стремиться поставить себя на место учащихся, с которыми вы работаете;
-         посещать уроки коллег и сравнивать себя с ними
-         выявить, какие ваши личностные недостатки влияют на работу с детьми;
-         честно признавать свое ошибки, не стесняться сказать, что чего-то в данный момент не знаете;
-         чаще организовывайте контакты с детьми в свободное от занятий время;
-         если у вас появилась в классе кличка, не обижайтесь, а спокойно проанализируйте ее суть и постарайтесь определить, какие ваши личные недостатки привели к ее возникновению.
8. Умейте слушать детей. Надо выслушать до конца, даже если школьник, на ваш взгляд, говорит неверно и у вас мало времени. Это важнейший показатель вашего внимания к личности ребенка. Проанализируйте себя по таким показателям:
-         всегда ли вы способны дослушать ребенка до конца;
-         не возникает ли у вас в процессе речи учащегося желание перебить его;
-          последите, не ведете ли вы во время высказывания школьника внутренней полемики с ним и не отражается ли этот процесс на вашем лице, мимике, жестах и т.д.
-         не предъявляете ли вы к высказываниям ребят "взрослые" требования, не ловите ли себя на мысли, что то, о чем говорит ребенок, не важно, пустяки и т.п.;
-         можете ли вы почувствовать, что школьник мыслит верно, но затрудняется высказать свои мысли точно и кратко.
9. В процессе педагогического общения могут возникать разнообразные конфликты.
Необходимо помнить:
-         конфликт может быть следствием вашей педагогической неграмотности, и тогда он вреден, его надо срочно нейтрализовать.
-         конфликт может быть результатом столкновения требований, установок, ценностных ориентаций, привычек и навыков. В этом случае нужно проанализировать причины конфликта - он может играть роль движущей силы в педагогическом процессе (если, конечно, не перерастет в конфликт межличностный);
-         помните, что мы не имеем профессионального права обижаться на детей, - в этом тоже своеобразие педагогического общения (т.к. мы автоматически ставим себя в позицию Ребенка, обида это инфантильная эмоциональная реакция).
 10. Если в процессе общения с учащимися возникает потребность в дискуссии со школьниками: убедить их в неправильности мнения, показать ошибочность суждения и т.п., старайтесь не обидеть оппонентов. Нужно доказывать неверность мнения ученика, не задевая недостатков его характера. Например: “Ты неверно считаешь так потому, что…” Но ни в коем случае: “Какой ты упрямый, нудный” и т.п. Вы можете сказать: “Я глубоко разочарован в твоем поведении”, но не “Ты ведешь себя безобразно”. Или: “Мне стыдно за тебя” вместо “Кошмарное поведение”.
11. Нередко молодые педагоги испытывают затруднения в общении с неконтактными учащимися, которые на все попытки организовать беседу отвечают односложно. Если вы хотите преодолеть неконтактность, стремитесь, чтобы ваше обращение к ученику начиналось с вопросов "почему?", "как?", "для чего?" и т. д. Это стимулирует развитие общения. Но помните - в разговоре с такими учениками губительны "провалы", паузы, когда теряется нить живого взаимодействия. Общение должно быть постоянным и непрерывным. Проверяйте себя по следующей программе:
-         не бывает ли у вас в процессе общения с учащимися тупиковых ситуаций, чем они вызваны;
-         не было ли в вашей педагогической практике ситуаций, когда во взаимодействии с детьми возникали "пустоты", чем они были вызваны, как вы их преодолевали;
-         удается ли вам в ходе урока постоянно взаимодействовать со всеми учащимися, если чувствуете, что такого контакта не возникает, стремитесь ли его наладить.
12. Будьте инициативны в общении с детьми; помните, что инициатива в общении поможет вам успешно управлять познавательной деятельностью, организовывать сотрудничество.
Быть инициативным в общении - значит:
-         уметь быстро и энергично организовать психологический контакт с людьми;
-         целенаправленно управлять межличностным взаимодействием, формировать и поддерживать нужный уровень межличностных отношений;
-         вызывать ответную потребность детей в межличностном взаимодействии, на основе которого может успешно развиваться учебная и воспитательная деятельность;
-         уметь в соответствии с возникающими педагогическими задачами перестраивать взаимодействие с учащимися: формы, стиль, методы общения и т.п.;
-         использовать разнообразные формы межличностного взаимодействия учащихся между собой в качестве фактора оптимизации учебно-воспитательного процесса;
13. Организуя общение со школьниками, важно знать некоторые специфические психологические характеристики девушек: они более эмоциональны, весьма ранимы. Они более чутко реагируют на бестактность, острее переживают неуважительное отношение, одновременно, в отличие от юношей, более успешно маскируют свое реальное отношение к педагогу. Девушки негативно реагируют на прямое педагогическое воздействие, следовательно, необходимо выстраивать систему косвенного влияния.
14. Избегайте штампов в общении с детьми. Штампы могут проявиться:
-         в общей манере вести себя;
-         в стереотипных реакциях на поведение учащихся;
-         в механическом следовании запланированной схеме разговора на уроке без учета его реального развития;
-         в "психологической закрытости" учителя, который реализует на уроке только педагогические функции и не раскрывается как человек.
Рекомендую проанализировать, нет ли у вас подобных штампов, посоветуйтесь об этом с коллегами и, если заметите за собой подобные недостатки, стремитесь от них избавляться.
 15. Старайтесь преодолевать негативные установки по отношению к некоторым школьникам - это не только мешает вашим взаимоотношениям с ними, но и отрицательно сказывается на общей атмосфере в коллективе. Такие, порой неосознанные, негативные установки могут возникать в результате:
-         отрицательного стереотипа в отношении к данному школьнику, сформированного у вас коллегами, работавшими в данном классе;
-         слабой успеваемости учащегося;
-         межличностного конфликта, который мог ранее произойти у вас с этим воспитанником;
-         негативного отношения к данному школьнику в ученическом коллективе;
-         стремления учащегося выделиться на уроке;
-         частых дискуссий по различным вопросам, в которые вступает с вами школьник.
16. Помните, что голая критика поведения, знаний, образа жизни школьника бесполезна. Она не содержит в себе преобразующего, конструктивного начала и не передает учащемуся нашего личностного позитивного отношения к нему. Такая критика неизбежно ставит школьника в позицию обороняющегося, а зачастую и ведет к формированию заниженной самооценки.
В общении с детьми элемент критики не должен быть доминирующим, иначе теряется дружественность как общий психологический контекст взаимодействия, без которого невозможны плодотворные деловые и межличностные отношения. Рекомендую проанализировать себя по таким параметрам:
- не преобладает ли в вашем общении с детьми критика над другими оценками;
- каких требований больше в вашей, системе общения: запрещающих ("нельзя", "не следует", "прекратить" и т.д.); ориентирующих на то, что надо делать; нейтральных;
- сколько в среднем замечаний на одном уроке вы делаете;
- способны ли вы прервать объяснения нового материала или ответ ученика, если возникает желание сделать замечание нарушителю дисциплины;
- часто ли вы начинаете урок, общение с учащимися с критики;
- не злоупотребляете ли на уроке противопоставлениями слабых учащихся сильным;
- реагируете на нарушения дисциплины только лишь порицаниями или используете шутку, юмор (но не насмешки и сарказм);
- не переходите ли в процессе педагогического общения на угрозы и оскорбления;
- не ощущаете ли некоторую отчужденность школьников, стремление ограничить контакты с вами лишь деловым общением.
17. Чаще улыбайтесь детям. Улыбка при входе учителя в класс говорит о том, что встреча с учащимися приятна вам. Вообще улыбка учителя создает общий благоприятный психологический настрой: располагает их к общению, вызывает стремление к работе.
Понаблюдайте за собой:
- как часто вы улыбаетесь на уроке;
- способны ли вы вместе с детьми смеяться;
- не лежит ли на вашем лице постоянная печать озабоченности и усталости;
Помните, что школьники часто связывают ваш эмоциональный тонус с преподаваемым предметом, что нередко ведет к возникновению у ребят негативных психологических установок.
18. Стремитесь, чтобы в процессе вашего взаимодействия с детьми чаще звучали одобрение, похвала, поощрение. Это ведет к тому, что школьник начинает связывать с вашей личностью собственные положительные эмоциональные переживания. Проследите за собой:
-         всегда ли одобряете учащихся за правильный ответ (речь идет не только об оценке, а о похвале, улыбке и т.п.);
-         готовы ли вы похвалить не только хорошего ученика, но и слабого, но старающегося;
-         часто ли в ваших оценках встречаются слова: "молодец", "хорошо придумано", "я это одобряю", "удачное решение" и т.п.;
-         часто ли вы называете ребят по имени, оценивая ответ; помните - есть огромная психологическая дистанция между оценками: "Верно, Петров" и "Молодец, Володя";
-         часто ли показываете детям, что верите в их возможности;
-         не бывает ли в ваших оценках детей психологических характеристик их безнадежности типа: "Ну, Иванов, как всегда, ничего не знает";
-         всегда ли вы способны внушить своим учащимся уверенность в их собственных познавательных и нравственных возможностях.
Помните, что одобрение, поддержка, дружественная доброжелательность - важнейшее условие совместной творческой работы.
19. Дети должны знать, как вы к ним относитесь. Позитивное, доброжелательное отношение к учащимся самым существенным образом влияет на восприятие ими нашего поведения, собственной деятельности, каждого микроэлемента педагогического процесса. Наши оценки за ответ, наши критические замечания и пожелания всегда воспринимаются и интерпретируются учащимися именно в контексте нашего отношения к ним. Надо учиться "транслировать" в класс свое позитивное отношение к детям.
20. Развивайте свою коммуникативную память, это поможет вам быстро восстанавливать предыдущую ситуацию общения с классом, воспроизводить эмоциональную атмосферу общения, расставлять верные акценты, точно определять те или иные психологические ходы к личности. Запоминайте имена учащихся, другие характеристики их личности, это очень важно для общения.
21. Если вы чувствуете, что назрела необходимость в индивидуальной беседе с учащимся, помните, что необходимо разработать стратегию и тактику предстояшего разговора. Продумайте:
-         какую главную цель в предстоящей беседе вы ставите;
-         необходима ли эта беседа или можно обойтись другими косвенными средствами;
-         уверены ли вы, что результаты этой беседы будут полезны в воспитательном плане;
-         каковы возможные негативные последствия планируемой беседы;
-         какие приемы воспитательного воздействия вы будете использовать в беседе;
-         какие возможные вопросы в ходе беседы вы будете задавать;
-         с чего вы начнете беседу и как будете проводить ее (сидя, стоя).
А теперь продумайте возможные стратегии поведения школьника в процессе индивидуальной беседы:
-         как он отреагирует на тему разговора, примет ли в ней участие,
-         согласится ли с вашим требованием или будет отстаивать свою позицию;
-         не замкнется ли в ходе беседы, а если это произойдет, то какова ваша дальнейшая линия поведения;
-         если школьник пойдет на конфликт, что вы предпримете.
А теперь несколько общих рекомендаций по "психологической партитуре" организации беседы:
-         стремитесь не перебивать школьника, как бы вам не хотелось высказаться;
-         не спешите с ответом, пока до конца не разберетесь в существе вопроса;
-         не отвечайте на возражения в категорическом тоне, это мешает диалогу;
-         стремитесь показать перспективы будущей деятельности;
-         не заканчивайте разговор эмоционально неопределенной интонацией;
-         если у вас существуют какие-то предубеждения по отношению к школьнику, не показывайте их;
-         в ходе разговора продумайте возможные варианты развития ваших отношений со школьниками;
-         чутко следите за малейшими изменениями эмоциональной сферы беседы, реагируйте на них, корректируйте психологические ходы в общении.
22. Помните, что людей всегда волнует их личность - ваше отношение к ней, понимание, уважение и т.п. В нашем общении с ребятами всегда должен присутствовать неподдельный интерес к личности ребенка, и дети это должны ощущать.
23. Не забывайте, что в процессе многолетнего общения с классом мы порой привыкаем к сложившимся стереотипам общения и невольно переносим их из года в год. Помните, что противоречия, возникающие между изменившимися возрастными особенностями школьников и неизменными формами нашего педагогического общения, способны привести к серьезной деформации взаимоотношений и отрицательно сказаться на качестве учебно-воспитательного процесса.
24. Не забывайте о коммуникативной подготовке к уроку. Предлагаю следующую программу такой коммуникативной подготовки:
-         вспомните конкретный класс, в котором предстоит давать урок;
-         попытайтесь восстановить в своей коммуникативной памяти опыт общения именно с данным коллективом, стремитесь развивать положительные ощущения от общения с классом и блокировать отрицательные;
-         попытайтесь представить восприятие классом вас и материала урока;
-         соотнесите присущий вам стиль общения и сложившийся тип взаимоотношения с классом, с задачами (обучающими, развивающими, воспитывающими) сегодняшнего урока, попытайтесь добиться их единства.
-         Не забудьте вспомнить и ваши взаимоотношения с отдельными учащимися, избегайте стереотипных психологических установок, которые могут у вас сформироваться по отношению к детям.
25. Умейте анализировать процесс общения.
Если на уроке, переменах, в коллективном или индивидуальном общении имели место сбои, то
- попытайтесь определить причины ошибок в педагогическом общении:
а) непонимание психологической ситуации и настроя партнеров по общению;
б) "перескакивание" через некоторые обязательные этапы общения;
в) недостаточная саморегуляция в общении;
г) подмена задач общения только лишь задачами педагогическими;
д) несоответствие предложенного вами стиля общения, сложившемуся уровню взаимоотношений, атмосфере в классе, вашей собственной индивидуальности;
е) механическое копирование стиля общения коллег:
ж) недостаточное владение учебным материалом;
з) психологические барьеры;
-         постарайтесь определить, какие закономерности общения были вами нарушены;
-         попытайтесь мысленно создать идеальную модель общения с этим классом (учащимися);
-         продумайте ситуацию будущего общения с этим классом.
26. Особое внимание следует обратить на взаимоотношения с коллегами: они существенным образом влияют на общий социально-психологический климат учебно-воспитательного процесса. Рекомендую при организации взаимоотношений с коллегами учитывать следующее:
-         будьте доброжелательными в отношении к другим членам педагогического коллектива;
-         подходите к своим коллегам с оптимистической гипотезой, ищите то, что вас сближает;
-         стремитесь к сотрудничеству, постоянно настраивайтесь на желание совместной творческой деятельности;
-         стремитесь в опыте ваших коллег найти то, что представляется вам наиболее ценным, интересным, полезным, не сосредоточивайте свое внимание лишь на недостатках; представителями педагогического коллектива, это поможет в работе.
Помните, что взаимоотношения в педагогическом коллективе самым существенным образом влияют на общешкольный психологический микроклимат, они улавливаются учащимися и оказывают воздействие на нравственную атмосферу воспитательного процесса.
27. Следите за собственной речью, помните, что она - отражение вашей личности, не употребляйте вульгаризмов, не повторяйте речевые ошибки учащихся.

Попытайтесь проанализировать собственную речь по следующим показателям:
-         нет ли у вас в речи словечек-паразитов (“ну”, “так значит”, “в общем”, “короче” и т.п.);
-         способны ли вы точно строить высказывания, не отвлекаясь от главных мыслей;
-         следите, за темпом речи, помните, что от него во многом зависит эффективность усвоения знаний;
-         обратите особое внимание на интонирование, помните, что верно расставленные интонационные акценты влияют на качество восприятия информации, уровень интенсивности ее запоминания, общий психологический микроклимат урока;
-         исключите из своей речи окрик, резкие интонации, которые негативно влияют на школьников, дестабилизируют их, вызывают эмоциональный дискомфорт.
28. Специально думайте над построением своих взаимоотношений с трудными школьниками. Помните, что:
-   трудный школьник является следствием психологической или педагогической запущенности, возможной физиологической патологии:
-  он находится под давлением негативных стереотипов, которые сформированы другими учителями, школьниками, родителями;
-     необходимо подходить к трудному школьнику с оптимистической гипотезой; здесь особенно важны доверительность, умение передать, что понимаешь его внутреннее психическое состояние, сложности жизни;
-    нельзя механически навязывать ребенку ту или иную позицию, необходимо выходить на нее через изменение отношения школьника к ней;
-    необходимо - изменить систему межличностного взаимодействия школьника с негативным окружением и наладить систему его психологических контактов со школьным коллективом;
-  следует настойчиво искать не только деловых, но и непосредственных личностных контактов с трудным ребенком; в этом случае педагогическое взаимодействие обогатится системой живых человеческих переживаний.


 Рекомендации психолога 
по общению с подростками
   1.  Уметь выслушивать подростка.

   2.  Незаметно вторгаться в круг его          неформальных отношений,   постараться    изолировать его от лидера группы. 
   3.  Обеспечить возможность занять    достойное место в коллективе (через поручения, поощрение малейших успехов, поиск и развитие способностей). 
4.  Проявлять и подтверждать свое доверие к подростку, доверив ответственное поручение или выступление от лица   коллектива. 
5.   Дать возможность самому подростку шефствовать над младшими с такой же судьбой. 
6.   Знать состояние здоровья ребенка, замечать признаки утомляемости. 
7.   На проступок надо реагировать мерой наказания, но наказание должно завершать конфликт, а не создавать его. 
8.   Общение с подростком должно  носить успокаивающий характер.
9.   Подход к анализу поведения подростков не должен носить оценочный характер, нужно находить положительные, отрицательные моменты поступков и предлагать альтернативные способы поведения.
10. Формировать нормативность поведения через пример отношения родителей к подростку и друг к другу.
11. Построение учебной деятельности на уроках должно отражать учет индивидуальных отличий, что поможет снизить напряженность учащихся, испытывающих неудовлетворенность по поводу учебных затруднений.
12. Учебная деятельность должна способствовать развитию умений думать абстрактно и гипотетически, должна соответствовать постоянно меняющимся потребностям подростков.
13. Во взаимодействии необходимо избегать чрезмерного физического и психологического давления на подростков.
14. Способствовать пониманию и принятию подростками физических изменений.
15. В повседневной жизни пропагандировать ценность физического здоровья, занятий спорта, правильного питания, необходимости соблюдения личной гигиены. 

Комментариев нет: